Любопытная статья:
«Фанфикшн чаще всего определяют как явление сетевой литературы или некую субкультуру, «низовую словесность», феномен культуры потребления, связанный в первую очередь с развитием Интернета. Интересно, что до начала 1965 года выражение fan fiction использовалось серьезно лишь в пределах научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное (пусть и любительское) произведение, выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале. Так отграничилась отрасль, отличная от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями. Только много позже она стала рассматриваться как разновидность художественного творчества.
Первый официальный фанфик был опубликован научно-фантастическим журналом «Spockanalia». С него началась буквальная волна «продолжений», массового опыта. Ко всему прочему в бурно развивающийся жанр постепенно влился особый опыт японских любительских манг и новелл (додзинси), популярный в 70-е годы сначала только в Японии, затем (благодаря фанфикшну) во всем мире. Но в некоторых странах публикация фанфикшна могла рассматриваться как нарушение авторских прав, и фикрайтеры осознанно стали не только указывать правообладателя – автора оригинала, но и сам факт, что фанфикшн не претендует на какое-либо извлечение коммерческой прибыли, позиционируя себя как особое движение, свободное от индивидуального успеха и направленное на поддержание и популяризацию открытой читательской любви. Уже не жанр, а общность людей. Постепенно появились первые порталы, свой метаязык, каноническое оформление и строгая культура поведения. Всемирный успех семикнижья Роулинг сделал явление международным. Его стали пристально изучать, классифицировать, анализировать и продвигать специалисты очень разных профилей: лингвисты, издатели, социологи, философы, психологи, культурологи и даже экономисты.
читать дальше
«Фанфикшн чаще всего определяют как явление сетевой литературы или некую субкультуру, «низовую словесность», феномен культуры потребления, связанный в первую очередь с развитием Интернета. Интересно, что до начала 1965 года выражение fan fiction использовалось серьезно лишь в пределах научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное (пусть и любительское) произведение, выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале. Так отграничилась отрасль, отличная от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями. Только много позже она стала рассматриваться как разновидность художественного творчества.
Первый официальный фанфик был опубликован научно-фантастическим журналом «Spockanalia». С него началась буквальная волна «продолжений», массового опыта. Ко всему прочему в бурно развивающийся жанр постепенно влился особый опыт японских любительских манг и новелл (додзинси), популярный в 70-е годы сначала только в Японии, затем (благодаря фанфикшну) во всем мире. Но в некоторых странах публикация фанфикшна могла рассматриваться как нарушение авторских прав, и фикрайтеры осознанно стали не только указывать правообладателя – автора оригинала, но и сам факт, что фанфикшн не претендует на какое-либо извлечение коммерческой прибыли, позиционируя себя как особое движение, свободное от индивидуального успеха и направленное на поддержание и популяризацию открытой читательской любви. Уже не жанр, а общность людей. Постепенно появились первые порталы, свой метаязык, каноническое оформление и строгая культура поведения. Всемирный успех семикнижья Роулинг сделал явление международным. Его стали пристально изучать, классифицировать, анализировать и продвигать специалисты очень разных профилей: лингвисты, издатели, социологи, философы, психологи, культурологи и даже экономисты.
читать дальше